понедельник, 4 сентября 2017 г.

Мацерат - делаем сами

Мацерат — это масляная вытяжка или масляная настойка. Очень популярный и полезный ингредиент или самостоятельное средство. И относительно простой в приготовлении. 
Описываю свой опыт :) 



Итак, масляная настойка давно популярна у кулинаров и косметологов. 
Если посмотрите на полки супермаркетов, увидите там масла с чесноком или с перцем, розмарином и прочими травами. 
Если заглянете в составы косметических средств, то сможете там заметить масляные экстракты разных трав или цветов. А некоторые мацераты мы привычно называем маслами — репейное масло, ромашковое масло — хотя по сути они всегда мацераты. 

Готовится мацерат просто. Сухой продукт заливается маслом и настаивается две-три недели. 
Специфика будет зависеть от того, что именно настаиваем, на каком масле, в каком температурном режиме. 

Мне идея очень понравилась, я люблю использовать масла в уходе за всеми частями тела. И мацерат я делала уже дважды. 
Рассказываю. 

Сначала я хотела сделать разогревающее масло с перцем для корней волос. 



Масло я решила взять кунжутное, оно очень полезно для волос и кожи головы. А перец я купила в супермаркете (свежий в стручках). 
Но по какому-то необъяснимому мотиву я взяла перец халапеньо. В принципе, почему нет, он тоже жгучий… 

Два стручка я порезала и высушила. Положила в банку и залила маслом так, чтобы уровень масла был на сантиметр выше уровня перца. 
И отправила банку в теплое темное место (рядом с плотенцесущителем). 
И через две недели получила уже готовый мацерат. 

Это было невероятно ароматное вкусное масло, которое недостаточно грело голову :) 
А за вкус и аромат было прихватизировано мужем в кулинарных целях. 

Мой вывод из первого опыта был такой: перца больше, масла меньше (слишком концентрированный мацерат всегда можно разбавить). Ну и конкретно с перцем стоит брать обычный жгучий. 

А потом я решила сделать масло для лица



В аптеке всегда есть выбор трав, экстракты которых мы часто встречаем в косметике. 
Я выбрала бессмертник (иммортель), т.к. экстракт бессмертника особо незаменим своим противовоспалительным, ранозаживляющим свойством. Лечит воспаления, высыпания и входит в состав кремов по уходу за чувствительной и проблемной кожей. Способствует омоложению, питанию и борется с первыми признаками старения кожи. 
Ромашку, т.к. эктракт цветков ромашки обладает противоспалительными, антибактериальными и успокаивающими свойствами. Применяется в кремах против морщин и при угревой сыпи. Способствует улучшению кровообращения кожи. 
Липу, т.к. экстракт из цветков обладает противовоспалительным, успокаивающим, болеутоляющим свойством. Широко используется в различных косметических средствах: дневных увлажняющих кремах, масках для лица, регенерирующих кремах для сухой кожи, вялой и атопичной кожи, лосьонах и тониках, средствах для бритья, шампунях, препаратох для ванн, детской косметике.
Петрушку (нет на фото) — обладает противовоспалительным эффектом и отлично снимает раздражения на коже. Настои на основе экстракта помогают осветлить кожу, тонизирует, питает и очищает.
Пучок петрушки я порезала и высушила. 

Вот такой набор у меня был для моей сухой чувствительной кожи. Хотелось почти всего и сразу :) И успокоить, и осветлить, и анти-эйдж получить. 

Все травки я утрамбовала в баночку :) 



Масло я решила взять любимое тыквенное, которое и само по себе отличный анти-эйдж дает, и по ТХ безупречное: легкое, хорошо впитывается, дает бархатный финиш. 
Но мне его не хватило, и я добавила рыжиковое масло. Оно хоть и потяжелее, зато несет отличный баланс омега-3 и омега-6. 
По итогу у меня получилась масляная смесь тыквенного и рыжикового 50:50. И той смесью я залила свой сухостой :)



Баночку завернула в черный пакет и поставила рядом с полотенцесушителем, у меня там около 30 градусов. 
Периодически проверяла, не помутнело ли масло. Помутнение означает, что попала вода (например, сухостой был недостаточно высушен). В таких случаях рекомендуют добавлять соль, чтобы она впитала воду. 
Но у меня все было в норме. 
И недели через три я решила, что хватит :) И достала вот такое чудо с ярким запахом орехов и сухих трав. 






Далее мацерат нужно профильтровать. Я это делала через сито. 



Утрамбовала жмых как могла и оставила масло стекать.



Получила вот такой темный настой.



И маслянистый пахучий жмых. 



Тут я решила, что жмых мне жалко выбрасывать просто так, что он не все отработал. Залила его повторно кокосовым маслом и дала настояться пару дней. Потом так же процедила. Масло получилось тоже темным и с запахом сухой травы и орехов, его я приспособила в итоге для тела. 

Масло первого круга я стабилизировала витамином Е в капсулах (проткнула одну капсулу и выдавила содержимое в масло). А масло второго круга не стала стабилизировать, ибо кокосовое и так отлично хранится. 
Готовый мацерат разлила по флаконам и баночкам. Часть отправила в холодильник. Ну и пользуюсь :) 
Вот парад моих флаконов. Два слева — мацерат первого круга (первый флакон из холодильника). Два справа — вторичный мацерат на кокосовом масле (баночка из холодильника). 



Вот таким получился первый мацерат: темный, пахучий… 





    Впитывается хорошо, красноту и воспаления заметно успокаивает. Насчет осветления и анти-йджа ничего конкретного не скажу :) но верю.
    Ну и сами базовые масла тут удачные (тыквенное и рыжиковое), питательные свойства у масла хорошие, при этом само оно комфортное получилось.

    Мой вывод из второго опыта: никакой ромашки в следующий раз, она засорила мне весь настой мелким мусором :)

    Планы на будущее: по весне буду собирать лепестки шиповника, хочу сделать мацерат на кокосовом масле для тела. Ибо масло получается не просто пахучее, но и с очень стойким ароматом. Хочу благоухать шиповником! :)
    А еще задумалась… у меня есть пара высушенных букетов роз, обычных (голландских, видимо), вот думаю, может, их маслом залить?..

    Итого, немного технологии. 

    — Исходный материал для мацерата должен быть сухим. И желательно, конечно, свежим. Поэтому если есть возможность, лучше взять свежее, порезать и высушить. Например, в случае с петрушкой это проще простого.

    — Масло стоит выбирать по потребностям своей кожи или волос. Не обязательно брать дорогое экзотическое. На полках супермаркетов много подходящих масел (и они там пищевой чистоты, точно без минерального масла в качестве добавки).
    Для лица и тела отлично подойдут тыквенное, виноградной косточки, конопляное.
    Для волос и тела кунжутное и кокосовое.

    — Сухого материала должно быть много, но без фанатизма. Для масла тоже должно остаться место.

    — Мацерат настаивается в темном теплом месте, так он лучше сохраняется, и полезные вещества лучше экстрагируются в масло.

    — Если мацерат помутнел, значит, попала влага. Можно добавить соль, она впитает воду.

    — 2-3 недели достаточно, чтобы получить качественную настойку. Жмых, в принципе, можно использовать повторно, это будет более слабый, но тоже вполне приличный мацерат.

    — Стабилизировать мацерат можно витамином Е или А (продается в аптеке).

    — Основную часть хранить в холодильнике, отливать для пользования небольшие порции.

    В общем, если захочется поиграть в юного косметолога/химика — такая игрушка не просто безопасная, но и полезная :)

    Девушки, пробовали что-нибудь подобное?

    Спасибо за внимание к моему обзору!
    Я — Вера :)

    22 комментария:

    1. These herbs are fantastic, and I like the fact that it can be used in so many ways.
      Wish you an amazing day!
      Greetings,
      Flo from
      https://femeieastazi.blogspot.it

      ОтветитьУдалить
    2. Тоже заметила, что мусор от ромашки неимоверный, через все фильтры может просочиться.

      ОтветитьУдалить
    3. Ого! Не пробовала, но восхищаюсь такими деятельными и любознательными натурами! Сама пока только планирую попробовать сделать простое гидрофильное масло.
      Спасибо за рассказ об увлекательном опыте :-)

      ОтветитьУдалить
    4. Я на Кипре столько розмарина заготовила) и потом с маслом настояла, только он был не сухой, я свежий.

      ОтветитьУдалить
    5. Огромное спасибо зп полезный пост! )))

      ОтветитьУдалить
    6. Мне бы наверное не хватило сил и терпения) Но очень интересно было почитать, спасибо за полезный пост!
      Julia Shkvo

      ОтветитьУдалить
    7. Хорошее маслице получилось, молодец, Вера)

      ОтветитьУдалить
    8. Верочка, спасибо, что рассказала о мацерате. Очень интересно было почитать. может, и сама как-нибудь на что-то такое решусь )) Я представляю аромат мацерата!

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. Аромат получился ореховый с сухостоем. Терпкий. Не скажу. что красивый, но очень натуральный :)

        Удалить
    9. Верочка, очень интересный опыт!
      жаль, моя кожа воспринимает только сухие масла.

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. Это зависит от базового масла. МОжно взять легкое, быстро впитывающееся. У меня это тыквенное, например

        Удалить
    10. Верочка, какая ты умничка! Очень интересно!

      ОтветитьУдалить
    11. Я вообще о подобном впервые читаю. Нет слов. Это просто класс!

      ОтветитьУдалить